Первый этап II научно-технической конференции "Юный инженер", посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского

23 апреля 2022 года в МАИ прошел первый этап II научно-технической конференции "Юный инженер", посвященной 165-летию со дня рождения К.Э. Циолковского.

В конференции приняли участие более 50 кадет и учащихся 3-11 классов г. Москвы.

На открытии с приветственными словами в адрес участников выступили:

  • директор Института №7 - А.В. Кривилев
  • заместитель начальника отдела ПАО "Корпорация "Иркут" "Центр комплексирования", заведующий 703 кафедрой - Е.С. Неретин
  • старший преподаватель 601 кафедры - С.А. Тузиков
  • директор ЦТПО МАИ - А.Н. Лямин
  • директор РЦ НИИТ - А.М. Качалин

 

 

Далее началась работа секции "Доклады и проекты", в которой учащиеся представляли  свои работы в следующих номинациях:

  • Робототехника в авиации, космонавтике, медицине и т.д.;
  • Беспилотные летательные аппараты (мультикоптеры, модели самолетов и планеров);
  • История развития авиации и космонавтики;
  • Авиационная и космическая техника будущего;
  • Астрономия;
  • Природа и техника.

Защита проходила на двух площадках. На первой площадке свои исследовательские работы представляли учащиеся 3-7 классов. Многие школьники в первый раз принимали участие в научной конференции и очень сильно волновались, однако комиссия смогла сделать нелегкий выбор и распределила призовые места следующим образом:

1 место - Нагайчук Дмитрий Евгеньевич (работа Спасательное средство на воде «Вертикаль»)

1 место - Ягупова Кристина Сергеевна (работа Великие открытия в истории авиации и космонавтики)

2 место - Котова Александра Константиновна, Котова Мария Константиновна (работа Борьба с пластиковыми отходами с помощью робота-манипулятора)

2 место - Церетели София Георгиевна (работа Развитие ракетостроения и космонавтики до второй половины XX века)

3 место - Николаев Антон Алексеевич (работа Самолет Су-34)

3 место - Погореловский Никита Андреевич (работа Самолет По-2: простота и эффективность)

3 место - Дворянинов Владимир Андреевича, Васильев Тимур Денисович, Исмаилов Ислам Джошгунович (работа История запуска советских космических спутников связи)

 

 

На второй площадке защищали свои проектные работы учащиеся 8-11 классов. Здесь более опытные школьники не только презентовали макеты своих проектов, но и демонстрировали глубокие знания в профильных областях. После долгого совещания комиссия распределила места так:

1 место - Крот Денис Артемович (работа Разработка эффективной системы освещения для работы в условиях Арктики и крайнего севера)

2 место - Котова Любовь Алексеевна, Додайкина Мария Романовна,  Зайцева Алиса Алексеевна,  Нечепуренко Дарья Борисовна (работа Сравнительный анализ выращивания растений гидропонным и почвенным методами)

2 место - Воробьев Никита Дмитриевич, Криворучко Матвей Евгеньевич, Хряков Михаил Евгеньевич (работа Интерактивный макет умного дома с реализацией через веб интерфейс)

3 место - Барбашов Михаил Александрович (работа "Создание модели малой орошающей платформы").

 

 

В секции Робототехника "Arduino" учащимся предстояло выполнить ряд теоретических и практических заданий на знание элементов Arduino, их условных обозначений, сборки схем и устройств. В этой секции призовые места заняли:

3 место - Башков Никита Денисович

2 место - Константинов Макар Игоревич

1 место - Чернов Илья Денисович

 

 

В секции Робототехника "ЛЕГО" настоящая борьба развернулась в соревнованиях Траектория и Большое путешествие.

В Траектории командам было необходимо за наиболее короткое время, двигаясь по линии траектории, добраться от места старта до места финиша. Траекторию трассы определял жребий. В этом соревновании победила команда Котовых Марии Константиновны и Александры Константиновны.

 

 

В соревновании Большое путешествие участникам предстояло пройти вдоль нанесенной на полигон линии от зоны старта до зоны финиша, обойдя и не сбив препятствия. В этой номинации победителями стала команда братьев Гаврилиных Германа Александровича и Никиты Александровича.

 

 

Мы поздравляем всех участников и победителей конференции. Надеемся, что полученный опыт станет хорошей основой для дальнейшей реализации своих проектов и идей!

 

 

  

Вторая практическая часть конференции пройдет 14 мая 2022 года на Учебно-авиационной базе МАИ "Алферьево" под Волоколамском (открытие конференции в 10.00). Всех гостей и участников ждет:

  • Встреча с выпускником МАИ, летчиком-космонавтом, героем России - М.Б. Корниенко,
  • Кубок МАИ по ракетомоделированию,
  • Полеты на беспилотных летательных аппаратах,
  • Полеты на моделях самолетов,
  • Презентация школьных проектов,
  • Лекция по бионике,
  • Мастер-классы по робототехнике (выставка проектов),
  • Викторина на авиационно-космическую тему,
  • Парашютная подготовка,
  • Выставка самолетов СКБС МАИ,
  • Презентация беспилотного вертолета и многое другое.

Приглашаем всех желающих! Приходите, будет интересно!

 

XLVIII Международная молодёжная научная конференция «Гагаринские чтения»

31 марта 2022 года в Московском авиационном институте стартовала XLVIII Международная молодёжная научная конференция «Гагаринские чтения».

В этом году конференция посвящена празднованию 100-летия основания российского авиационного конструкторского бюро "Туполев", созданного великим авиаконструктором Андреем Николаевичем Туполевым.

Андрей Николаевич был заведующим кафедрой гидроавиации МАИ, а затем профессором на кафедре "Конструкция и проектирование самолетов". Под руководством А.Н. Туполева спроектировано свыше 100 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.

Конференцию открыла школьная сессия «Юный учёный», в которой было представлено более 150 научно-технических проектов школьников из 20 городов России и Республики Беларусь.

В этом году свои проекты представляли школьники и кадеты, обучающиеся по программам ЦТПО МАИ:

  1. Пищугин Вячеслав Антонович, проект "Универсальная система помощи", научный руководитель студент 7 Института Полторак Дмитрий Сергеевич
  2. Страхов Кирилл Андреевич, проект "Система для слабовидящих или незрячих людей «Умная Трость»",  научный руководитель студент 7 Института Кашин Денис Дмитриевич
  3. Барбашов Михаил Александрович, проект "Создание модели малой орошающей платформы", научный руководитель студент 7 Института Кутилин Глеб Михайлович
  4. Моисеев Илья Валерьевич и Чернов Илья Денисович, проект "«EnvSens» — Умное устройство для анализа показателей окружающей среды, влияющих на здоровье и самочувствие", научный руководитель студент 7 Института Кашин Денис Дмитриевич
  5. Волков Даниил Ильич, проект "Радиоуправляемые модели самолетов Великой Отечественной войны", научный руководитель студент 2 института Контарев Федор Андреевич

  

В девяти секциях призовыми местами было отмечено 40 проектов, среди которых в номинации «Юные учёные будущего» второе место заняли Моисеев Илья Валерьевич и Чернов Илья Денисович, а третье место Страхов Кирилл Андреевич.

 

 

Поздравляем победителей и желаем успехов в дальнейшей научной деятельности.

 

 

Учащиеся кадетских классов на Авиапредприятии «Газпром авиа»

25 марта 2022 года  в рамках реализации проекта "Кадетский класс в Московской школе" в МАИ учащиеся 10 классов ГБОУ Школа №1474 посетили Международный аэропорт Остафьево, который является основным пунктом базирования Авиапредприятия «Газпром авиа».

Знакомство с аэропортом началось с посещения основного терминала и ангаров, в которых проходят техническое обслуживание такие воздушные суда, как Ту-134, Як-40, Як-42, Ан-12, Ан-24 (26), Ан-72 (74), Фалкон F-900, а также все типы вертолетов. Начальник участка  перронного обслуживания Аэропорта (комплекса) «Остафьево» - Ламин Дмитрий Александрович рассказал о деятельности Авиапредприятия «Газпром авиа» и аэропорта Остафьево, а также ответил на все вопросы, касающиеся авиационных перевозок пассажиров и грузов.

 

 

Главный специалист отдела теоретической подготовки Авиационного учебного центра ООО Авиапредприятие "Газпром авиа" - Простяков Анатолий Васильевич провел лекцию о влиянии человеческого фактора на авиационную безопасность, на которой он поделился своим богатым профессиональным опытом. После лекции школьников ждала самая интересная часть экскурсии - это посещение тренажерного комплекса, где все желающие смогли почувствовать себя настоящими пилотами вертолетов МИ-8 и полетать на специализированных авиатренажерах. На двух тренажерах ребята совершали свои первые "взлеты" и "посадки" с заданных аэропортов Сочи и Омска, во время полета имитировались различные погодные условия, времена суток и скорость ветра, а реалистичное изображение и звук двигателя обеспечили абсолютный эффект присутствия в кабине вертолета.

 

Данная поездка стала для учащихся очень интересной и полезной, ведь встречи и беседы с настоящими профессионалами своего дела, возможность прикоснуться к технике, сесть за штурвал вертолета и совершить свой первый "полет" - все это помогает школьникам определиться с будущей профессией и найти свое призвание в жизни. 

Мы, в свою очередь, выражаем благодарность генеральному директору Авиапредприятия «Газпром авиа» Овчаренко Андрею Станиславовичу за предоставленную возможность увидеть авиационную технику, пообщаться со специалистами и посетить уникальный тренажерный комплекс.

МАИ разработчик конкурса «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал»

В марте 2022 году сотрудниками МАИ начали проводиться видео консультации в рамках подготовки к Московскому конкурсу межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал» в номинации «Кадетский класс» по направлению современное вооружение и техника Вооруженных Сил Российской Федерации (Воздушно-космические силы – ВКС).

Во время консультаций кадетам 11-х классов было рассказано о конструкции, аэродинамике, видах БПЛА, а также был разобран демовариант конкурса.

В этом году МАИ выступил разработчиком практико-ориентированных заданий и учебно-методических пособий для проведения конкурса.

Конкурс является частью глобальной системы независимой диагностики образовательных достижений учащихся 11‑х классов. Это одно из самых массовых соревновательных интеллектуальных мероприятий столичной системы образования.

Конкурс позволит проверить знания, которые школьники получили при изучении профильных предметов и специальных курсов, разработанных вузами – партнерами проекта предпрофессионального образования.

Практико-ориентированные задания конкурса дают возможность продемонстрировать умения, навыки и компетенции, необходимые для будущей профессии.

Конкурс выступает преемником предпрофессионального экзамена для обучающихся предпрофессиональных классов с 2016 года.

 

Кадетский класс в Московской школе 2022

Начиная с 2017 года в МАИ проходят предпрофессиональную подготовку кадеты и школьники Москвы, Московской области и городов России. 

С 17 января 2022 года в МАИ стартовал проект предпрофессионального обучения "Кадетский класс в Московской школе".

Решаемые задачи:

- Формирование знаний и практических навыков по проектированию, конструированию и управлению электронными устройствами на аппаратно-вычислительной платформе Arduino.

- Получение теоретических и практических навыков в области проектирования 3D моделей современных устройств и механизмов.

- Формирование представления о применении функций и структур живой природы (программа "Бионика") в авиации, космонавтике, архитектуре, медицине и других направлениях.

- Формирование навыков по проектированию, сборке, программированию и управлению БПЛА.

- Пилотирование беспилотных летательных аппаратов различных типов на авиасимуляторах. Изучение основ аэродинамики и динамики полета.

Ожидаемые результаты:

- Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

- Увеличение числа школьников, заинтересованных в реализации самостоятельных проектов по аэрокосмическому направлению, участию в научно-практических конференциях, профильных олимпиадах и конкурсах.

- Готовность к выбору путей развития по выбранным направлениям в МАИ.

Актуальность данного проекта заключается в том, что предпрофессиональная подготовка даст возможность обучающимся кадетских классов получить базовые знания по инженерным дисциплинам, что позволит кадетам сориентироваться в выборе направления обучения в МАИ с учетом востребованности кадров.

На данное время более 100 кадет уже приняло участие в мастер классах по направлениям "Бионика", "SolidWorks", "Пилотирование БПЛА", "Arduino", а также посетили лаборатории кафедры 101, 102, 701, 702, 703.

Это только начало проекта "Кадетский класс в Московской школе", далее кадет ждут в Кубинке пилотажная группа "Стрижи", также планируется посещения музея МАИ, лабораторий МАИ, авиационно-космических предприятий и дальнейшее проведение мастер классов до конца мая 2022 года. 

 

 

 

 

  

 

 

Учащиеся Физико-математического лицея г. Сергиев Посад в МАИ

18 декабря 2021 года по приглашению директора Института №7 "Робототехнические и интеллектуальные системы" А.В. Кривилева МАИ посетили учащиеся 10 классов Физико-математического лицея г. Сергиев Посад.

В рамках визита для учащихся были проведены ознакомительные экскурсии по кафедрам и лабораториям Института №7, а также организованы мастер-классы по основным направлениям предпрофессиональной подготовки МАИ.

Студенты старших курсов Института №7 Марина Качалина и Александр Шутько провели презентацию "Бионика в авиации, космонавтике и медицине" , рассказали о взаимосвязи природы и техники, а также продемонстрировали на макетах какие типы конструкций были взяты из окружающей среды.

 

 

Инженер РЦ НИИТ Егор Ларин и студент 2 курса Института №7 Глеб Кутилин прочитали вводный курс по программе Беспилотные летательные аппараты. Учащимся рассказали о типах и назначениях БПЛА, видах конструкций и особенностях программирования полетных контроллеров. 

 

 

 

После теории учащиеся приступили к самой интересной части курса - к тренировочным полетам на симуляторах, а затем и полетам на мини БПЛА. Не все получалось с первого раза, но в конечном итоге, все желающие смогли самостоятельно поднять в воздух квадрокоптер. 

 

 

 

 

Студент 4 курса Дмитрий Полторак и студент 1 курса Денис Кашин провели мастер-класс по направлению робототехника. Школьникам продемонстрировали проекты, выполненные на платформе Arduino, рассказали о возможных вариантах программирования контроллеров и дали возможность всем желающим попробовать самостоятельно управлять роботами.

 

 

 

В конце встречи Директор РЦ НИИТ Анатолий Михайлович Качалин рассказал о направлениях деятельности Инженерной лаборатории Робототехника и искусственный интеллект, продемонстрировал проекты, которые выполняют не только школьники и студенты, а также и сотрудники МАИ в рамках научных работ. 

  

 

Все лицеисты и их сопровождающие остались очень довольны встречей, они получили новые знания и положительные эмоции, а мы надеемся, что многих этих ребят после окончания лицея увидим в списках поступивших в МАИ!