Аэродром МАИ «Алферьево»
Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) – ведущий аэрокосмический университет России, имеющий в своем распоряжении собственный аэродром.
Учебно-авиационная база МАИ «Алферьево», относится к спортивному типу аэродромов России. До недавнего времени основными направлениями подготовки являлись: летно-эксплуатационная практика и парашютная подготовка студентов. Проходя практику в «Алферьево», студенты изучают азы пилотирования самолётов, что позволяет будущим инженерам на практике ближе познакомиться с аэродинамическими характеристиками и динамикой управления самолётом, а также учащиеся проходят начальную парашютную подготовку. Возможность организации подобной формы обучения на собственном аэродроме доступна далеко не всем высшим авиационным учебным заведениям, за более чем 40-летний период практику прошли тысячи студентов.
В конце 2015 года руководством университета было принято решение развивать аэродром МАИ «Алферьево» и уже сегодня на аэродроме введен в эксплуатацию Модульный командно-диспетчерский пункт (КДП), сертифицированный для управления полетами воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов. В рамках реализуемого проекта решается ряд важнейших задач, которые позволят МАИ повысить свои рейтинги и выйти на принципиально новый уровень подготовки инженеров. Вот только некоторые из них:
- проведение испытаний мультимедийных, информационно-цифровых технологий на летательных аппаратах, спроектированных и созданных Отраслевым специальным конструкторским бюро экспериментального самолетостроения (ОСКБЭС) МАИ;
- повышение безопасности полетов воздушных судов и работы наземного обслуживающего транспорта;
- модернизация программ летно-эксплуатационной практики и парашютной подготовки;
- разработка новых методик подготовки диспетчеров;
- проведение летных испытаний и экспериментов на БПЛА;
- выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- развитие сотрудничества с ведущими аэрокосмическими университетами, предприятиями и конструкторскими бюро;
- организация и проведение соревнований по программам дополнительного образования (ракетомоделирование, авиамоделирование, робототехника);
- разработка и реализация программ профориентации для школьников и абитуриентов.
КДП был разработан и спроектирован техническим директором ООО "РС2-12" Сиротой Владимиром Анатольевичем совместно с сотрудниками РЦ НИИТ по ГОСТ Р 51876 (ИСО 1496-1-90), он пригоден к перевозке всеми видами транспорта и смонтирован с использованием стандартных подъемно-перегрузочных средств. Конструкция комплекса установлена на свайно-винтовой фундамент. Несмотря на мобильность и относительно небольшие габариты комплекса, он способен полностью обеспечивать решения задач, поставленных МАИ (Рисунок 1).
Рис.1. Внешний вид командно-диспетчерского пункта
Рис.2. Подготовка самолетов к летной практике
КДП включает в себя ряд отдельных блоков, позволяющих полноценно организовать работу и управление воздушными потоками и наземным обслуживающим транспортом (Рисунок 3, 4, 5, 6):
- система жизнеобеспечения и работоспособности всего КДП;
- система пожаротушения;
- система климат-контроля с датчиками давления;
- система видеонаблюдения (включая контроль передвижения наземного обслуживающего транспорта);
- дата-центр, выполняющий функции сбора, обработки, распределения и хранения информации;
- многофункциональный интегрированный информационный комплекс спутникового наблюдения, позиционирования, навигации и связи;
- комплексная система дистанционного обучения и видеоконференцсвязи, которая в связке с серверами РЦ НИИТ позволит полноценно осуществлять передачу в двустороннем online-режиме HD-видео и аудио (звука), учебных лекций, графики, презентаций, текстовых и видео файлов, 3D изображений, создавать видеоархивы занятий и проводить одновременные интернет-трансляции занятий;
- сертифицированная для использования в составе систем управления воздушным движением (УВД) система коммутации речевой связи;
- сертифицированный для использования в составе систем УВД комплекс документирования воздушной информации, предназначенный для синхронного документирования и воспроизведения радиолокационной и речевой информации, а также пультовых операций диспетчеров УВД в аэродромных и районных центрах управления воздушным движением;
- сертифицированный для использования в составе систем УВД пульт диспетчерский для обеспечения безопасных полетов;
- сертифицированные для использования в составе систем УВД средства ОВЧ командной связи (118-150 МГц);
- средства управления радио- и проводной связи, аппаратуры комплексов и средств отображения воздушной обстановки, а также другое оборудование, используемое для решения задач управления воздушным движением специалистами органов УВД.
Рис. 3. Организация системы климат-контроля с датчиками давления в КДП
Рис. 4. Система видеонаблюдения и точка доступа Wi-Max.
Рис. 5. Диспетчерский пульт управления.
Рис. 6. Диспетчерский пульт управления.
Совместно с компанией ПАО "МегаФон" на всей территории учебно-авиационной базы организована масштабированная зона Wi-Max со скоростью 10 Мбит/сек. Благодаря устойчивому каналу связи, вся необходимая информация передается без потерь и задержек в режиме реального времени (Рисунок 7).
Рис. 7. Организация масштабированной зоны Wi-Max.
Благодаря внедрению информационных технологий на аэродроме «Алферьево» стало возможным проведение учебных программ и испытание беспилотных летательных аппаратов.